Изучен комплекс фораминифер из глиняной пульпы грязевого вулкана Шуго в КерченскоТаманской вулканической области (Таманский п-ов) с целью уточнения стратиграфического разреза этого региона. В грязевулканической брекчии обнаружены раковины фораминифер миоценовых, среднеэоценовых (лютетских), а также позднемеловых (сантонских, кампанских и маастрихтских) видов. Раковины неогеновых и палеогеновых фораминифер хорошей сохранности. Худшая сохранность меловых раковин может быть связана с составом вмещающих пород, вероятно, представленных терригенными и карбонатно-терригенными турбидитами. Нахождение остатков позднемеловых и среднеэоценовых фораминифер в глиняной пульпе свидетельствует о наличии толщ этого возраста в разрезе.
Представлены результаты геолого-геохимических исследований органического вещества нефтегазоматеринских пород и нефтей залежей свиты Карамай анизийско-ладинского возраста в восточной части впадины Фукан Джунгарского нефтегазоносного бассейна. Рассмотрены характеристики органического вещества в глинистых аргиллитах верхней части свиты Карамай (T2k), по пиролитическим параметрам и биомаркерам реконструированы состав исходного органического вещества, условия его накопления и степень зрелости. Темно-серые и серые глины верхней части свиты Карамай накопились в пресноводном или слабосолоноватоводном озере с относительно восстановительными условиями седиментации. Из-за тектонического положения в настоящее время органическое вещество свиты в пределах впадины находится на разных градациях мезокатагенеза (от МК1 до МК3) в пределах главной зоны нефтеобразования, поэтому ее генерационный потенциал реализован неравномерно. Аргиллиты из верхней части свиты Карамай обеспечивали генерацию углеводородных флюидов для карамайских залежей, расположенных в погруженной части восточного склона впадины Фукан.
Для Джимидонского жильного полиметаллического месторождения (Северная Осетия, Россия), сформированного в среднеюрское время, по характеру распределения редкоземельных элементов (РЗЭ) в жилах и породах установлено, что источники РЗЭ и рудных компонентов представляли собой комбинацию различных по составу вмещающих пород (PR3–PZ1, PZ3) и сменялись во времени. Геохимические данные послужили основой для разработки новых методик равновесно-динамического моделирования и оценки влияния смены во времени и пространстве флюидных потоков из разных источников на процессы рудообразования.
Рассмотрен возможный механизм сохранения реликтовых гидратов в низкопроницаемых коллекторах березовской свиты Медвежьего месторождения при пластовой температуре, превышающей равновесную температуру их диссоциации.
Исследовано закономерное изменение с глубиной нахождения комплекса характеристик алмазов из трубки Удачная: габитуса кристаллов, морфологии их поверхности, окраски, наличия включений, спектроскопических характеристик (ИК, ФЛ, ЭПР). Установлено увеличение с глубиной нахождения алмазов интенсивности процессов их растворения и травления, пластической деформации, а также процессов агрегации структурных примесей азота. Предполагается, что эти изменения происходили на промежуточном этапе становления трубки Удачная в условиях магматического очага.
Представлено описание программы-надстройки для Microsoft Excel, содержащей ряд функций для автоматизации рутинных операций, часто встречающихся при обработке минералогических и геохимических данных: нормировании величин, расчете формул минералов и статистической обработке анализов.
Восстановление истории развития Эльбрусского вулканического центра (ЭВЦ) имеет большое значение для предсказания возможных извержений. Некоторые этапы его развития приходятся на интервалы времени, которые сложно измерить традиционными радиоизотопными методами. В связи с этим изучена возможность использования метода датирования по радиационным центрам в кварце, концентрация которых измерена с помощью спектроскопии электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). При датировании лавовых потоков с возрастом <50 тыс. лет наблюдается хорошая сходимость результатов, полученных ЭПР, радиоуглеродным и сравнительным геоморфологическим методами. Из-за низкой термической стабильности радиационных центров в кварце в ряде случаев измеренные величины возраста отражают более позднее термическое воздействие вышележащих лавовых потоков или интрузивных тел. Разработанная методика ЭПР-датирования с промежуточным отжигом привела к результатам, имеющим лучшую сходимость с данными, полученными 40Ar/39Ar и K-Ar методами для пород, возраст которых превышает 50 тыс. лет.
На глубоких горизонтах (>1750 м) северо-восточного фланга Октябрьского месторождения Норильского рудного поля развиты уникальные магматогенные руды — крупнозернистые агрегаты путоранита [(Fe17.617.9Ni 0.4-1.1Co0–0.1)18–19Cu15.8–17.0]35S32 с решеткой ламеллей распада моихукита [(Fe17.8–18.0Ni0.2–0.3Co0– 0.1)18.2–18.3Cu17.7–17.8]36S32 и обособленного пентландита с 1,75 масс.% Со, его состав — (Ni4.41Fe4.36Co0.23)9S8. Руды содержат пневматолитовые станнопалладинит Pd5CuSn2, полярит Pd(Bi,Pb), плюмбополярит Pd(Pb,Bi), тетраферроплатину Pt2Fe(Fe,Cu,Ni), туламинит Pt2Fe(Cu,Fe,Ni) и кюстелит (Ag,Au). В тектонизированных рудах развиты обильный борнит и более поздние агрегаты хиббингита и марганцовистого хиббингита (Fe2+,Mn2+)2(OH)3Cl, сидерита и марганцовистого сидерита (Fe2+,Mn2+)[CO3], заместившие магнетит, и сульфиды Cu, Fe, Ni. Беспримесные звягинцевит Pd3Pb и серебро слагают сингенетичные включения в агрегатах хиббингита и сидерита. Беспримесный звягинцевит замещает и пневматолитовые полярит и плюмбополярит, за счет вещества которых, вероятно, возник метаморфогенно-гидротермальный звягинцевит. Этот звягинцевит резко отличен от пневматолитового звягинцевита отсутствием в его составе Pt, Sn, Bi, Sb, Hg. Впервые обнаруженный гипогенный фосгенит Pb2[Cl2/CO3] слагает псевдоморфозы по галениту, иногда в срастании с хиббингитом. Описанная новая в норильских рудах минеральная ассоциация — низкотемпературная метаморфогенно-гидротермальная — возникла при участии углекислотно-хлоридных растворов в восстановительных условиях. Более поздние гизингерит, борнит, барит, замещающие хиббингит и сидерит, возникли при повышенной фугитивности O2.
Геолого-геофизические данные показывают, что в восточной части Баренцева моря голоценовые морские и позднеледниковые гляциоморские осадки представляют сейсмостратиграфические комплексы (ССК) ССКI и ССКII. Сложенные гляциальным минеральным веществом отложения ССКII образовались при дегляциации Баренцевоморского шельфа, а осадки ССКI возникли в условиях открытого морского бассейна и являются терригенными. Особенности строения, состава и мощностей отложений ССКII определяются условиями таяния деградирующих ледниковых масс и характером возникших бассейнов седиментации, а осадков ССКI — гидродинамическим фактором и частично процессами последней гляциоэвстатической морской трансгрессии.